Пятница, 26.04.2024, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Раздорская на Дону станица

Каталог файлов

Главная » Файлы » Церковная старина » Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина.

Хутор Каныгин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
27.04.2010, 15:42
    В 1879 году к церкви Донской иконы Божией Матери Раздорской на Дону станицы была приписана построенная в том же году в хуторе Каныгин церковь Рождества Пресвятой Богородицы (далее Рождественская). Как и все казачьи храмы (станичные и хуторские), воздвигнута она была «по усердию и на средства прихожан».
 
    Основанный в 1788 году в 6 верстах от Раздорской на Дону станицы хутор Каныгин долгое время не имел своего храма, и хуторяне вынуждены были ходить на службу в Богородицкую церковь, расположенную в Раздорской станице.
    К моменту закладки первого камня в 1878 году в хуторе насчитывалось 177 дворов, 468 жителей мужского пола и 500 женского пола.
    До наших дней дошла только красивая легенда отражающая историю постройки церкви в хуторе Каныгин: «В 1876 году хуторяне и станичное правление Раздорского юрта ходатайствовали перед Донским архиепископом о разрешении на постройку храма в хуторе Каныгин. И когда такое разрешение было получено приступили к сбору средств на его строительство. Однако начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра Второго в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. Во время пиршества, к ним подошла незнакомая женщина и сказала: «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм. На слова Секретева откликнулись не только хуторяне, но и раздорцы. Правление Войска Донского пожертвовало на строительство храма каменный подвал. В 1878 году в хуторе состоялась закладка каменного однопрестольного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и уже в 1879 году храм был построен и освящен».
    Так гласит легенда, которая не подтверждается архивными документами.  
    А коллежский асессор Никита Иванович Секретев был первым церковным старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина избранным на сию должность в июне 1881 года прихожанами с согласия священно церковнослужителей. Прослужив на этой должности бессменно 10 лет (3 срока) в 1891 году был избран председателем церковно-приходского попечительства.
    Еще до смерти Н.И. Секретева его жена Елена Семеновна Секретева оставила духовное завещание, утвержденное к исполнению 10 марта 1911 года согласно которого они жертвуют: «4000 рублей, из которых 2000 рублей на церковь в хуторе Каныгин на распространение ея и устройство иконостаса, 100 рублей той же церкви и 1000 рублей причту той же церкви».
    Никита Иванович Секретев скончался 5 марта 1912 года и был похоронен на церковной территории, на которой обычно хоронили священно церковнослужителей и граждан, внесших большой вклад в развитие и служение церкви. На сохранившейся до наших дней чугунной плите, которая находится сейчас за церковным забором имеется надпись: «Здесь покоится прахъ Никиты Ивановича Секретева ск. 1912 г. марта 5-го дня на 77 году Миръ праху твоему дорогой дядя».[1]
 
    В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1883 год имеется интересная запись «церковь построена по усердию и на средства прихожан и войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей». Как следует понимать вторую часть предложения «войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей»?
     Каменного подвала в церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина нет, тогда что означает указанная фраза. Возможно, Войсковое начальство передало каменный винный подвал, оцененный в 500 рублей, который находился в Раздорской на Дону станице как строительный материал для постройки церкви или же продало его с аукциона, а вырученные от продажи деньги передало на постройку храма. Но это только предположения. В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1893 год имеется еще одна запись, проливающая некоторую ясность на этот вопрос: «церковь построена в 1879 году по усердию на средства прихожан и по разрешению епархиального начальства вновь устроена из пожертвованного каменного подвала Войсковым начальством». А это значит, что после постройки церкви вероятнее всего произошло обрушение, для устранения которого и был пожертвован Войсковым Начальством каменный подвал который пошел на ремонт церкви.
   Ставит точку в вопросе постройки Рождество Богородицкой церкви запись в ведомости о церкви за 1900 год, которая гласит: «Церковь построена в 1879 году из пожертвованного войсковым начальством каменного подвала и на средства прихожан» а это значит, что церковь строили из камня и другого строительного материала пожертвованного для строительства церкви Войсковым начальством каменного винного подвала Раздорской на Дону станицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина была однопрестольная «один Престол во имя Рождества Пресвятыя Богородицы», каменная «с таковою же колокольней, а купол деревянный, покрыта железом, без ограды, утварью снабжена достаточно».
    В 1889 году вокруг церкви была установлена деревянная ограда, а в 1914 железная на каменном из ракушечника фундаменте. Богослужение первые несколько лет с момента освящения церкви справлялись поочередно священниками Раздорской Богородицкой церкви. По высочайше утвержденному от 1882 года штату, причта при ней было положено, один священник и один псаломщик.
    В 1883 году церковь Рождества Богородицы хутора Каныгинского стала самостоятельной приходской церковью, прихожанами которой были жители двух хуторов: Каныгинского и Ольховского.
 
    Данные о прихожанах  церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Число душ мужского; женского; обоего пола)
В хуторе Каныгинском: 607 мужского пола; 644 женского пола; 1251 обоего пола. 
военных и гражданских чиновников православных: 16; 21; 37.
урядников и казаков православных: 554; 583; 1137.
иногородних православных: 35; 37; 72.
раскольников: 2; 3; 5.

В хуторе Ольховском: 455 мужского пола; 454 женского пола; 909 обоего пола. 
военных и гражданских чиновников православных: 7; 5; 12.
урядников и казаков православных: 416; 420; 836.
иногородних православных322961

Итого в приходе: православных: 1060 мужского пола; 1095 женского пола; 2155 обоего пола.
раскольников: 2; 3; 5.
    Первым священно церковнослужителем церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина был пономарь Никита Васильевич Золотарев, введенный в штат церкви в сентябре 1882 года и уволившийся в июне 1883 года за штат по болезни (умер в этом же году в возрасте 34 лет).
Информация:
Пономарь Никита Викторович Золотарев, 1849 года рождения. Сын дьячка казачьего происхождения. Обучался в среднем отделении Новочеркасского духовного училища, по увольнении из которого 18 ноября 1865 года, «по билету Донской духовной консистории» был определен на место псаломщика церкви Донской иконы Божией Матери станицы Раздорской, «с тем, чтобы он не позднее 1867 года, по изучении причетнических предметов, явился к Его Высокопреосвященству с прошением о посвящении в стихарь». В сентябре 1882 года был переведен к церкви хутора Каныгин. В июне1883 года был уволен за штат по болезни (умер в этом же году в возрасте 34 лет).
Его жена, вдова Агафья Семеновна, 1852 года рождения, дети: Никита 1870 г. р.; Иван 1872 г. р.; Илларион 1875 г. р.; Николай 1877 г. р. после смерти мужа жила при свекрови вдове дьячка Ульянии Ивановны Золотаревой в Раздорской на Дону станице получая пособие от Донского Епархиального попечительства 40 рублей в год начиная со второй половины 1883 года.
***   ***   ***
    Первые годы существования Рождественской церкви домов у священно церковнослужителей собственных не было. В 1883 году настоятель церкви священник Стефан Бондаревский жил: «в церковном доме, а исправляющий должность псаломщика, в нанимаемой прихожанами квартире. На содержание священно церковнослужителей жалованье ни откуда не получается а пользуются они доходами от прихожан за исправление мирских треб. Содержание их посредственное. Капиталов при сей церкви нет. Церковно – приходской школы нет, приходского попечительства нет». Церковный дом, в котором проживал священник Бондаревский, представлял собой «дом деревянный длинною 9½ аршина и шириною 8 аршин покрытый тесом и уже ветхий».
    На содержание священно церковнослужителей прихожанами было положено 600 рублей в год и кроме того за разные требы церковь получало доход до 450 рублей. Особо отмежеванной церковной земли усадебной пахотной и сенокосной при Рождественской церкви не имелось, в связи с чем священно церковнослужители пользовались землей наравне с прихожанами имея по одному казачьему паю.
    Спустя 14 лет со дня постройки церкви (в 1893 году) в хуторе Каныгин были построены следующие здания, принадлежащие церкви: «каменная караулка покрытая тесом, кухня, покрытая тоже тесом и деревянный амбар покрытый камышом, церковный двор огорожен досками». К 1900 году Рождественской церкви уже принадлежали: «каменная караулка покрытая тесом с деревянным к ней пристроем составляющим церковно приходское училище; деревянный дом для священника трехоконный, длиною 15 аршин, шириною 12 аршин покрытый железом; кухня покрытая тесом и деревянный амбар покрытый тесом; деревянный дом для псаломщика длинною 9½ аршина и шириною 8 аршин покрытый тесом и уже ветхий, оба причтовые дома огорожены дощатым забором и находятся вблизи церкви».
    Капитала при церкви в 1893 году имелось три билета в 300 рублей, первый: в 100 рублей пожертвован диаконом Кузнецовского хутора Стратоником Поповым; второй урядником Михаилом Епифановым и третий хорунжим Варлаамом Лазаревым, которые «хранятся в Приказе Общественного презрения процентами пользуются священно церковнослужители на помин их семейств». К 1900 году капитал при церкви увеличился до 5 билетов «сотенных на пятьсот рублей пожертвованные разными лицами», которые хранятся в Приказе Общественного презрения, процентами от них пользуются священно церковнослужители за помин тех семейств, которые пожертвовали указанные деньги. А в 1904 году капитал составлял 6 сторублевых билетов пожертвованных разными лицами, которые хранились в Ростовской на Дону конторе Государственного банка. Процентами с них пользовались священно церковнослужители Рождественской церкви за помин семейств жертвователей.
    В 1884 году в хуторе Каныгинском было открыто одноклассное приходское (хуторское) училище, которое было предназначено для обучения детей сразу двух хуторов: Каныгина и Ольховый.
    В 1898 году помимо приходского министерского было открыто и церковно – приходское училище, которые действовали практически до 1918 года.
    Численность хутора практически не менялась десятилетиями, если в 1893 году количество дворов составляло 237, а численность душ обоего пола в них, проживающих 1.431, то в 1900 году дворов было 245, а душ обоего пола 1.499. По данным церковной ведомости в 1904 году в хуторе Каныгинском родилось – 88 душ, браков повенчано – 11, а умерло 39 душ.
 
    Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1893 год (кол-во дворов; число душ мужского пола; женского пола). 
В хуторе Каныгинском: 237 дворов; 733 мужского; 698 женского; 
военных и гражданских чиновников православных: 6; 10; 8.
урядников и казаков православных: 226; 680; 672.
иногородних православных: 5; 32; 18.
    Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1900 год (кол-во дворов; число душ мужского пола; число душ женского пола).
В хуторе Каныгинском :245 дворов; 744 мужского пола; 755 женского пола. 
из них: духовных: 2; 2; 1.
военных и гражданских чиновников православных: 10; 6; 10.
урядников и казаков православных: 263; 687; 704.
иногородних православных: 20; 54; 37.
    Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1904 год (кол-во дворов; число душ мужского; женского пола). 
В хуторе Каныгинском:308 дворов; 749 мужского пола; 844 женского пола. 
из них духовных: 2; 4; 2.
военных и гражданских чиновников православных: 5; 6; 9.
урядников и казаков православных: 281; 689; 800.
иногородних православных: 20 дворов; 49 мужского пола; 33 женского пола.

    Данные священно церковнослужителей Рождественской церкви хутора Каныгина:
1882 год – пономарь Никита Васильевич Золотарев. 1883 год – священник Стефан Андреевич Бондаревский; и.о. должности псаломщика дьячок Василий Тимофеевич Васильев; церковный староста (1881–02.04.1891 гг.) коллежский регистратор Никита Иванович Секретев; просфорня (04.12.1879–1883 гг.) вдова казака Христина Стефановна Яковлева.
 
1893 год – священник Степан Исаевич Емельянов; псаломщик Матвей Иванович Протопопов; церковный староста (02.04.1891 – 1904) урядник из дворян Митрофан Васильевич Захаров; просвирня (1893 – 1903) вдова урядника Мария Васильевна Хоперскова 1842 г.р.
 
1900 год – священник Михаил Виссарионович Федоров; псаломщик Роман Петрович Федоров; церковный староста (1898–1901) урядник Раздорской на Дону станицы Андрей Евстафьевич Акентьев (с 1904 года титулярный советник Яков Никитович Секретев); просфорня (1903–????) вдова казака Екатерина Лукинична Власова 1861 г.р.
 
Церковно – приходское попечительство (председатель):
1891 год – коллежский регистратор Никита Иванович Секретев
1900 год – урядник Пантелеймон Васильевич Черевков
1904 год – урядник Иван Петрович Шубин.
 
Биографии священно церковнослужителей
церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина.
Дьячок Василий Тимофеевич Васильев, пономарский сын, казацкого происхождения родился в 1853 году; обучался в низшем отделении Новочеркасского Духовного училища; 1868 года сентября 16 дня определен дьячком к Сретенской церкви Александровской станицы; 1869 года августа 13 дня перемещен по прошению его к Покровской церкви Елисаветовской станицы пономарем, 1874 года июля 19 переименован во дьячка; 1875 года мая 15 дня перемещен по прошению его к Успенской церкви, слободы Успенской; 1878 года января 6 дня посвящен в стихарь и того же года ноября 17 дня переведен по прошению его на псаломщицкую вакансию к Успенской церкви слободы Латоны; 1883 года июля 8 дня согласно его прошению переведен на должность и.д. псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина. Имеет характеристику «характера доброго, поведения очень хорошего». В семействе у него, жена Олимпиада Ивановна (1853 г.р.), дети: Евдокия (1874 г.р.), Леонид (1877 г.р.).
 
Священник Стефан Исаевич Емельянов, диаконский сын казачьего происхождения родился в 1831 г., принадлежит к Новочеркасской станице, гражданином в духовном училище не обучался. Высокопреосвященным Иоанном бывшим архиепископом Донским определен (8 марта 1848 г.) пономарем к Архангельской церкви Константиновской станицы. Тем же посвящен (18 марта 1851) в стихарь к Троицкой церкви Семикаракорской станицы и перемещен дьячком. 19 января 1858 года рукоположен во диакона в ту же станицу.
    25 декабря 1864 года рукоположен во священника к Рождество Богородицкой церкви хутора Ажинова. С 1865 года по 1867 года занимался обучением детей «безмездно».
     9 сентября 1870 года по просьбе жителей хутора Грушина Верхне-Кундрюченской станицы и по своему желанию перемещен к Архангельской церкви этого хутора.
    15 октября 1881 года по его прошению перемещен на настоятельское место к Одигитриевской церкви Заплавской станицы. Указом Донской духовной консистории №8661 от 20 ноября 1882 г. Заплавский приход и церковь отданы в заведование Бесергеневскому священнику, а священнику Емельянову представлено право приискать другое место.
    28 декабря 1882 года по личному прошению определен к Одигитриевской церкви хутора Крымского Кочетовской станицы. Указом Донской духовной консистории за №9972 от 30 ноября 1884 года перемещен помощником настоятеля к Пантелеймоновской церкви хутора Слободского Семикаракорской станицы.
    15 декабря 1884 года по личному прошению оставлен в хуторе Крымском сроком на год. 20.02.1886 года по личному прошению определен к Иоанно-Богословской церкви станицы Грушевской. 28.05.1890 года по личному прошению перемещен к церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина.
    Был членом благочиннического совета Семикаракорского благочиния (1869-1870). Членом благочиннического совета Константиновского благочиния Раздорского на Дону благочиния (с 1871-1874).
    Награжден набедренником (18.01.1874). Проходил должность законоучителя с утверждением дирекций училищ в Грушевском, Заплавском и Крымском приходских училищах (1875-20.02.1885), а в дальнейшем в хуторе Каныгинском.
   Наказания: 26 апреля 1882 года определением Донского Епархиального начальства «за действия его противные распоряжению сего начальства и направленные к возмущению мира между прихожанами хутора Грушина» оштрафован 25-тью рублями в пользу бедных духовного звания донской Епархии «со внушением ему что бы он прекратил свои происки между Грушинскими прихожанами с целью возбуждения их к ходатайству о возвращении его в Грушинский приход и что в противном случае будет удержан из священнослужения». 4 июня 1884 года «за непрописание штрафа в 25 рублей в формуляр оштрафован 3 руб. в пользу бедных духовного звания Донской епархии». Грамоту имеет.
    В семействе у него: жена Фекла Иосифовна 1832 г.р., их дети: Михаил есаул (1859 г.р.) служит в отдельной сотне; Ирина (1861 г.р.) вдова хорунжего Гурванова; Федор (1863 г.р.) священник слободы Большой Орлово-Сальской; Иаков (1865 г.р.) священник хутора Троилин; Мария (1867 г.р.) в замужестве за сотником Араканцевым; Петр (1869 г.р.) обучается в Томском университете на средства отца; Анастасия (1872 г.р.) и Евдокия (1874 г.р.) по окончании 4-х классов Мариинской женской гимназии живут при отце; Ольга (1877 г.р.) по окончании Епархиального женского училища живет при отце. Священник Стефан Емельянов имел участок земли в 200 десятин в Миуском округе приобретенный покупкой. Жена его Фекла Иосифовна имеет участок земли в 200 десятин в Донецком округе приобретенный покупкой и каменный трех оконный одноэтажный дом с пристроем в г. Новочеркасске на Широком переулке.
 
Псаломщик Матвей Иванович Протопопов, духовного происхождения сын псаломщика 1870 г.р. По окончании полного курса Новочеркасского духовного училища Епархиальным начальством определен (16.12.1887) псаломщиком к Вознесенской церкви слободы Новопавловки Миуского округа. По личному прошению перемещен (19.04.1890) псаломщиком к церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина Высокопреосвященнейшим Макарием Архиепископом Донским и Новочеркасским. На 1893 год холост.
 
Священник Михаил Виссарионович Федоров священнический сын родился 5 июля 1871 года в Верхне-Кундрюченской станице. По окончании богословских наук в Ставропольской семинарии со свидетельством 12 августа 1894 года определен псаломщиком к Христо Рождественской церкви станицы Каменской. 8 ноября 1895 года Высокопреосвященейшим Афанасием Архиепископом Донским и Новочеркасским рукоположен во священника к Кресто-Воздвиженской церкви хутора Роговского. 6.02.1896 года назначен заведующим церковных школ хутора Роговского и Прогнойского. 10.04.1897 года назначен законоучителем в Роговском министерском училище. Награжден темно-бронзовой медалью «За труды» по Всероссийской переписи 1897 года. 10.01.1900 года Высокопреосвященейшим Афанасием архиепископом Донским и Новочеркасским за отлично усердную службу по духовному ведомству награжден набедренником. В 1898 году по личному прошению переведен на место священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина с занятием законоучительской должности в Каныгинском приходском училище и заведующего церковной школы. Вдов. Грамоту имеет. На 1900 год значится вдовым, в семействе у него дочь Ольга 4 лет отроду (1896 г.р.).
 
Псаломщик Роман Петрович Федоров, священнический сын, духовного происхождения, родился в 1878 году в хуторе Веселом Черкасского округа. По окончании курса в Новочеркасском Духовном училище (5.04.1897) резолюцией его высокопреосвященства Афанасия архиепископа Донского и Новочеркасского определен псаломщиком к церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина. 29 апреля 1898 года посвящен в стихарь. В 1898 году Донским Епархиальным училищным советом назначен учителем пения при Каныгинской церковно приходской школе. Грамоту имеет. На 1900 год холост. На 1904 год женат. В семействе у него: жена Мария Михайловна 24 лет (в девичестве Скопцова) 1880 г.р., сын Петр 1 ½ года, Андрей (2 месяца), вместе с ними проживает теща вдова подъесаула Анна Яковлевна Скопцова (50 лет) 1854 г.р.
Информация: Скопцова Анна Яковлевна дочь священнослужителя церкви Донской иконы Божией Матери Раздорской на Дону станицы Иоанна Архидиаконского. Муж Скопцов Михаил Мефодьевич, сын есаула, р. 1848 г., казак ст. Раздорской с Дона; окончил отделение восточных языков Новочеркасской гимназии (переводчик). Урядником с 12 июля 1868 г. В полку №64 с 30 апреля 1869 г. Произведен в хорунжие 1 февраля 1870 г. Сотником с 27 июня 1872 г. В полку №18 с 4 октября 1875 г. При Войсковом Наказном атамане ВД с 10 марта 1878 г. На 1904 год вдова. Имущество 200 десятин земли.
 
    В настоящее время на ряде информационных ресурсов имеется информация о том, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина ни когда не закрывалась, которая не соответствует действительности. Так в архивных документах за 1957 год имеется запись о том что: «служитель культа Каныгинской церкви Голодаев Александр Никитич 10.02.1887 г.р., и его жена Голодаева Мария Федоровна 25.01.1897 г.р., проживавшие в Раздорской на Дону станице по адресу ул. Октябрьская уехали в г. Батайск. Церковь закрыта».
 
[1] Предположительно Н.И. Секретев родился в 1835 году.
Категория: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина. | Добавил: Крот
Просмотров: 2611 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: