Четверг, 18.04.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Раздорская на Дону станица

Хронология Раздорской переправы.

      Если набрать в интернете в любой поисковой системе слова «Раздорская переправа 1942 год» то появится около более 700 ссылок раскрывающих нет не понятие двух этих слов, а небольшие упоминания о действовавшей в июле 1942 года переправы в районе станицы Раздорской (Ростовская область) обеспечившей переправу отступающих частей Красной Армии и мирных жителей на левый берег Дона. И фактически в каждый ссылке рассказывается о подвиге воинов 110 ОККД (Отдельной Калмыцкой кавалеристской дивизии) которая героически защищала Раздорскую переправу и обеспечивала ее бесперебойную работу.
     Прочитав и обобщив внимательно всю информацию о героических боях 110 ОККД, по защите Раздорской переправы сразу возникает сомнение и осознание недостоверности от всего изложенного. Рассудите сами как можно защищать Москву находясь позади ее, так же нельзя защищать переправу от наступающих передовых немецких частей находясь на другом (левом) берегу реки Дон.
      Что бы развеять возникшие сомнения пришлось потратить 1,5 года работы в различных архивах и сегодня с полной уверенностью можно назвать имена подлинных защитников Раздорской переправы и те подразделения, которые приняли на себя удар передовых частей немецких войск пытавшихся с ходу овладеть переправами на Дону и дали возможность отступающим частям Красной Армии и мирным жителям из западных областей Советского Союза, оккупированных фашистами переправиться на левый берег Дона.
       Вот для примера информация с сайта Раздорского РЭМЗ: «В июле 1942 года отступающие части Красной Армии отошли к станице Раздорской, где и развернулись вскоре ожесточенные бои. В обороне станицы приняли участие воины 273-го и 292-го полков 110-й отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. Особенно сильные бои развернулись в районе понтонной переправы через Дон. Переправа была возведена в короткий срок воинами 98 понтонно-мостового батальона под командованием майора Епифанова. В ее созданий принял участие уроженец станицы Раздорской военный инженер Константин Иванович Куликов. Под непрерывным обстрелом, бомбежками по переправе в период с 18 по 22 июля прошли десятки тысяч солдат, мирных жителей, переправлены тысячи тонн народнохозяйственных грузов. Она стала переправой жизни для многих людей, спасавшихся от наступавших немецких войск. В ожесточенных, кровопролитных боях за переправу мужество, смелость и находчивость проявил расчет противотанкового ружья третьего эскадрона 273 полка под командованием Эрдни Тельджиевича Деликова, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Среди многих воинов, погибших при обороне переправы, были воины 71-й бригады войск НКВД. Известны фамилии только пятерых погибших с 16 по 27 июля 1942 года. Это красноармейцы Г.Л. Марнеев, В.Е. Пискунов, А. Томатов, Я.Ш. Куппершмидт, Н.Ф. Заложков. А сколько еще неизвестных воинов покоится в раздорской земле! Долг ныне живущих – не предать их память забвению и всегда помнить о них, как о воинах, погибших за свободу и независимость нашей Родины. Ночью 21 июля немцы заняли станицу Раздорскую, а в 4 часа утра хутор Пухляковский».
 
«РАЗДОРСКАЯ ПЕРЕПРАВА»
 
      Первыми признаками отступления наших войск для жителей станицы Раздорская и соседних населенных пунктов было появление беженцев с Украины, Белоруссии и северных районов Ростовской области, огромного количества голов скота, угоняемого в тыл, колонн тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной и боевой техники. В станице Романовская (мост), Бронницкая, Цымлянская, Константиновская, Николаевская, Раздорская, Мелеховская, Багаевская, г. Аксай работали паромные переправы и были наведены мосты, которые не могли справиться с такой массой людей, скота и техники. Были организованы отстойные площадки в районе этих населенных пунктов, где устанавливалась очередность переправы. Сплошным потоком шли люди. На переправах существовал жесткий порядок - сначала военная техника и солдаты, потом гражданское население.
      Огромный поток вражеских войск быстро двигался к югу, сопровождаемый воздушным корпусом 4-го немецкого воздушного флота, наносившим бомбовые удары по железнодорожным станциям, узлам шоссейных дорог и мостам, а также непрерывно штурмовавшим с воздуха отступавшие части Красной Армии. Положение советских войск было тяжелое. Большая часть артиллерии отстала, авиации было мало, многие тыловые учреждения и базы потеряли связь со своими соединениями, не хватало боеприпасов, горючего и продовольствия. Разрозненные фронтовые и армейские инженерные части, двигавшиеся в общем потоке отступавших войск, были в большинстве случаев лишены связи со своими начальниками и действовали по собственной инициативе. В меру своих сил и возможностей они помогали полевым войскам оторваться от противника. Однако в условиях равнинной местности и сухой погоды, позволявших вражеским колоннам двигаться по бездорожью, устанавливаемые саперами на дорогах заграждения были малоэффективны. На устройство же полос заграждений не было ни времени, ни сил, ни средств. Значительную помощь отступающим войскам в этот период оказали понтонно-мостовые части, личный состав которых с беззаветным мужеством выполнял свой долг.
      Сегодня с полной уверенностью можно назвать тех, кто в июле 1942 года организовал переправу в станице Раздорская и обеспечил отступающие войска Красной Армии возможностью переправиться на левый берег Дона. Тех, кто ценою собственной жизни под ливнем пуль и бомб вражеской авиации, соединив два берега Дона тонкими нитями переправ готовыми оборваться в любой момент спас сотни тысяч советских солдат и мирных жителей. Тех о ком до сегодняшнего дня мы не знали.
37-й ОМПМБ (отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон) впоследствии получивший наименование 37-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой Полоцкий, Орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды батальон Южного, Северо-Кавказского фронта, 9-й понтонно-мостовой бригады 2-го и 3-го Белорусского Фронта, Забайкальского фронта ВО (25.06.1941-15.08.1946 гг.).
97-й ОПМБ (отдельный понтонно-мостовой батальон) 26 саперной бригады 8-й Саперной Армии Южного, а впоследствии Закавказского фронта, 56 Армии Северокавказского Фронта, 7-й Армии и 14-й Армии Карельского фронта, Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 гг.).
98-й ОПМБ, сформирован 06.03.1942 года из 1614 осапб (отдельный саперный батальон). 15.07.1943 года переименован в 137 омпмб.
170-й ОИБ (отдельный инженерный батальон) Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов. 19.06.1942 года переформирован из 170 омстб (отдельный мостостроительный батальон). 10.09.1943 переименован в 131 оиб (отдельный инженерный батальон), войну закончил 09.05.1945 гг..
 
История Раздорской переправы.
 
     16 июля 1942 года первым в станице Раздорская организовал паромную переправу через р. Дон 37-й ОМПМБ входивший в состав Южного Фронта. Указанный батальон прибыл в станицу Раздорская из района деревни Клоково Харьковской области, где личный состав батальона в первой декаде июля 1942 года наводил переправу через р. Северский Донец, обеспечивая отход наших войск на новые рубежи. Три парома и две баржи 37-го ОМПМБ наведенные в станице Раздорская в течение шести суток непрерывно переправляли людей и технику. С подходом вечером 18 июля 1942 года к реке Дон 97-го и 98-го ОМПМБ в районе станицы Раздорская был наведен понтонный мост. Но все по порядку. В начале 1942 г. командованием Южного Фронта было дано распоряжение 8-й Саперной Армии создать с помощью предприятий г. Ростова-на-Дону переправочные средства - 2 понтонно-мостовых парка. Изготовление мостовых парков было поручено коллективам Ростовских заводов «Красный Дон» и «Красное Знамя». Авторами проекта были военные инженеры 3-го ранга С.И. Каныгин, Константин Иванович Куликов и В.Р. Власенков. Требовалось изготовить такую конструкцию моста, который выдерживал бы нагрузки в 16-30 тонн. При этом парк должен быть транспортабелен, мог перевозиться на автомашинах ЗиС-5 и Газ АА с базовой платформой, не имевших подъемных механизмов. Решение было найдено в виде секций понтонов, из которых собирался мост. После утверждения проекта командованием 8-й Саперной Армии генералами Назаровым и Гундоровым парку было присвоено наименование «КМП-26». В кратчайшие сроки было изготовлены 2 мостовых парка, которые были переданы на вооружение понтонно-мостовых батальонов заканчивающих в марте 1942 года переформирование, с присвоением им наименований 97 и 98 ОМПМБ. 97-й ОПМБ 97-й отдельный понтонно-мостовой батальон был сформирован 09.03.1942 года инженерным управлением Южного Фронта из 1606 отдельного саперного батальона 26 саперной бригады, 8 Саперной Армии Южного Фронта (01.11.1941 - 06.03.1942 гг.). Переформирование батальона было закончено 9 марта 1942 года, в городе Ростов-на-Дону, после чего ему было присвоено наименование 97-й отдельный понтонно-мостовой батальон, который вошел в состав Инженерных Войск Южного Фронта. Командир батальона старший лейтенант Лукьянов, военный комиссар политрук Соломонов, начальник штаба военный инженер 3-го ранга Рябов Л.Д., помощник комбата по технической части военный инженер 3-го ранга Максимцев Н.Е., секретарь парторганизации капитан Игнатенко, секретарь ВЛКСМ Тимофеев.
        В состав батальона входили: 1-я понтонная рота командир роты техник-интендант 1-го ранга Булгачев И.А. 2-я понтонная рота командир роты лейтенант Кравченко И.Ф. технический взвод командир взвода младший лейтенант Калиниченко зенитно-пулеметный взвод, командир взвода лейтенант Домбровский В.В., а так же взвод управления, технический и ремонтно-транспортный взвод, взвод боепитания, фуражного и обозно-вещевого снабжения, санчасть. Всего 430 человек. Но если многие понтонно-мостовые батальоны были моторизованными т.е. весь понтонно-мостовой парк перевозили на автомашинах, то 97 и 98 батальоны перевозили имущество водным транспортом на баржах.
        С марта по июль 1942 года личный состав 97-го батальона вместе с рабочими ростовских заводов занимался изготовлением понтонно-мостового парка. 13.07.1942 года приказом начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта за №120521 комбату Лукьянову было предписано «… передислоцировать водным путем 97-й батальон в г. Белая Калитва. Срок прибытия к месту дислокации 17.07.1942 года». В тот же день в 15.00 имущество батальона (переправочный парк КМП – 26) с пристани ростовского завода «Красный Флот», было погружено на баржу №29 и отправлено по маршруту Ростов на Дону – Белая Калитва, в сопровождении группы военнослужащих батальона в составе 115 человек (от 1 роты взвод с командой – 45 человек, от 2 роты взвод с командой – 45 человек, мостовой взвод с командиром взвода – 17 человек, хозотделение – 8 человек).
       Остальной личный состав батальона 14.07.1942 года в 14.00 в количестве:
· 256 человек погрузился на теплоход «Товарищ» и отбыл с пристани «Аксай» к новому месту дислокации;
· 59 человек в составе ремонтно-транспортного взвода, управления штаба и боепитания выдвинулся к новому месту назначения на нескольких автомашинах.
      Однако уже в пути следования в связи с изменением оперативной обстановки на фронте, 97-й батальон получил новый приказ начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта «… навести совместно с 98 опмб понтонный мост через р. Дон в районе ст. Раздорская». 37-й ОМПМБ. 37-й отдельный моторизованный понтонный мостовой Полоцкий, Орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды батальон Южного, Северо-Кавказского фронтов, 9-й понтонно-мостовой бригады 2 и 3-го Белорусского Фронта, Забайкальского фронта Забайкальского ВО (25.06.1941-15.08.1946 гг.) В июле 1942 года в состав 37 батальона входили: 1-я мостовая рота;
2-я мостовая рота; парковая рота;
1-я понтонная рота;
2-я понтонная рота;
3-я понтонная рота;
техническая рота;
взвод управления;
службы батальона (санчасть и др.)
       Автопарк 37-го ОМПМБ состоял из: 129 автомашин (ЗИС – 5 и ГАЗ-АА – грузового исполнения, 1 легковой а/м, санитарной и бензовоза) и 2 тракторов СТЗ-НАТИ. Командир батальона майор Григорьев В.Я., военком батальона старший политрук Бельцов.
11.07.1942 года.
Личный состав 37-го ОМПМБ получив приказ начальника Инженерных Войск 37 Армии полковника Голдовича об оставлении занимаемых рубежей обороны на участке фронта Белая Гора – Клоково (Харьковская область), взорвал 2 наведенных на реке Северский Донец подводных[1] (переливных) моста и в 15.00 полным составом выступил на марш по маршруту: Боровское – Воронов – Ново-Айдар – Ворошиловград – Гундоровская – Каменск – Дубовой (юго-восточнее г. Каменск Ростовской обл.). К исходу дня батальон в составе: штаба, 3-х понтонных рот, парковой роты и 2-х взводов мостовой роты сосредоточился в лесу Юго-Западнее хутора Дубовой на берегу реки Северский Донец. Остальной состав задержался в пути в связи с ливнем в районе Изварино – Гундоровская. 12.07.1942 года.
В расположение батальона нарочным доставлен новый приказ начальника Инженерных Войск Южного Фронта полковника Прошлякова, который гласил «… батальону передислоцироваться в район станицы Багаевская (на Дону) где приступить к строительству моста через реку Дон». Для выполнения этого боевого задания батальон выступил на марш по маршруту Дубовой – Каменск – Лихая – Новочеркасск – Шахты – Бессергеневская – Заплавская (8 км. от ст. Багаевская).
13.07.1942 года.
Во время марша в районе г. Каменск парковая рота батальона, подверглась нападению противника с воздуха, в результате чего 2 красноармейца тяжело и 3 красноармейца легкоранены. Прибыв в станицу Заплавская, командир батальона выслал в район ст. Багаевская один взвод понтонной роты для проведения рекогносцировки на местности с целью определения подходов к реке для наведения моста и места дислокации батальона. При разведке подходов к реке вяснилось, что из-за заболоченности ериков и проток подойти к реке Дон в районе ст. Багаевская не предоставляется возможным. В связи с этим к исходу дня батальон основными подразделениями сосредоточился в ст. Заплавская что в 15 км восточнее г. Новочеркасска (техническая рота и несколько автомашин мостовой роты еще находятся в пути по маршруту Шахты - Бессергеневская).
14.07.1942 года.
Для ускорения работ по наведению моста в районе ст. Багаевская на помощь 37 ОМПМБ в его оперативное подчинение прибыл 1605 отдельный саперный батальон (380 человек) из состава 8 Саперной Армии и 170 отдельный инженерный батальон. В тот же день была организована разведка наличия лесоисточника (лес в районе переправы), металла и плавсредств необходимых для строительства моста, а так же рекогносцировка подходов к реке с целью изыскания наведения мостового перехода в районе ст. Багаевская через р. Дон. В ходе повторной проведенной разведки было установлено, что для наведения моста в районе ст. Багаевская необходимо выполнить большой объем работы, а именно в первую очередь построить подъездные дороги протяженностью 8 км по пойме как с правого, так и с левого берега реки Дон. Результаты разведки и предложения по наведению переправы были доложены в штаб ИВ ЮФ.
15.07.1942 года.
В 10.00 поступил приказ начальника ИВ ЮФ полковника Прошлякова, согласно которого 37 ОМПМБ предписывалось «… приступить к постройке понтонно-мостового моста в станице Раздорская с выходом на станицу Семикаракорская, а так же навести паромную переправу из парка Н-2-П[2]». В 19.00 во исполнение боевого приказа начальника ИВ ЮФ батальон в полном составе выступил по маршруту Заплавская – Бессергеневская – Мелиховская – Раздорская.
 
Хронология Раздорской переправы
 
16.07.1942 года.
Время 12:00
37 ОМПМБ в полном составе (за исключением технической роты) прибыл в станицу Раздорская, где на ее окраине в районе нефтебазы наведя в двух местах понтонную переправу из двух паромов 1-й и 2-й роты (под грузы 16 тонн большой площади) до 20.00 переправлял на левый берег р. Дон имущество батальона (автомашины), после чего приступил к переправе отступающих частей Красной Армии и гражданского населения, скопившихся к этому времени в большом количестве в окрестностях станицы.
17.07.1942 года.
Время 05:00.
В место расположения 37-го батальона в полном составе прибыла техническая рота батальона, отставшая в пути из-за технических неполадок в автомашинах, и сразу же была организована переправа паромами 3-й понтонной роты под грузы 30 тонн расширенной площади. Для увеличения объема перевозок командованием батальона были мобилизованы: 1 гражданский пароход (под перевозку людей) и 1 дизельный буксирный катер Донно-Кубанского пароходства, а так же 2 баржи (приспособленные под перевозку людей, повозок и лошадей, принадлежащих кавалерии), находившиеся на рейде в районе станицы Раздорская. Таким образом, 17.07.1942 года на воду было спущено и работало: 3 парома парка Н-2-П (из них 2 парома под грузы 16 тонн каждый, 1 паром под грузы 30 тонн), пароход Донно-Кубанского пароходства и 2 баржи буксируемые катерами БМК[3]. В связи с тем, что более мощные батальонные катера БМК были приспособлены под буксировку мобилизованных барж, понтонный паром 1-й роты работал на веслах, паром 2-й роты на дизельном буксирном катере Донно-Кубанского пароходства, а паром 3 роты буксировался катером БМК.
18.07.1942 года.
Весь день переправа работала на полную мощность, при этом использовались все имеющиеся в наличии у 37-го батальона плавсредсва.
Время 19:00
В станицу Раздорская прибыли 97-й и 98-й понтонно-мостовые батальоны.
Время 23:00. КП 97 и 98 ОПМБ
После того как с учетом удобных спусков и подъездов к берегу было выбрано место для наведения понтонного моста (в 50 м юго-западнее окраинных домов станицы), бойцами 97 и 98 ОПМБ в сложных погодных условиях из двух мостовых парков был наведен один понтонный мост. После соединения двух сцепок понтонов обнаружилась нехватка понтонно-мостового настила на 10-15 метров. Как оказалось при проектировании мостового парка, изначально была допущена ошибка, мост по техническим характеристикам предназначался для использования на малых и средних реках, ширина которых не превышает 100 метров. А в данном случае ширина Дона в месте, где наводился понтонный мост, превышала 250 метров. Недостающий настил решено было заменить бочками и другими плавсредствами, собранными в станице. Длина моста после модернизации составила 304 метра, но в результате этого грузоподъемность моста снизилась до 12 тонн, в связи, с чем пропускать тяжелую боевую технику не было возможности.
19.07.1942 года.
Понтонный мост был наведен только к 3 часам утра. За первые два часа работы (с 03.30 до 05.30) наплавного понтонного моста по нему было пропущено незначительное количество повозок и лошадей. С утра проходимость по мосту увеличилась, шли автомашины, артиллерия, конница, повозки и скот.
Время 20:00.
КП 37 ОМПМБ
Нарочным в расположение 37-го батальона был доставлен приказ начальника ИВ ЮФ полковника Прошлякова: «… командиру батальона переделать все имеющиеся в наличии паромы под грузы емкостью 30 тонн, составом одной роты организовать охрану и оборону непосредственно подходов к действующей переправе». Во исполнение приказа начальника ИВ ЮФ составом одной сводной роты 37-го батальона, в которую вошли по одному взводу от каждой из понтонных рот, на левом и правом берегу р. Дон была организована охрана и оборона подходов к переправе. С этой целью выкопаны окопы нормального профиля на весь личный состав, а так же оборудованы командный и наблюдательный пункты. Кроме этого наблюдательные пункты были организованы на двух господствующих высотах (слева и справа от станицы Раздорская) с целью своевременного обнаружения авиации противника, которая продолжала вести активную разведку района переправ наведенных в станице Раздорская, не совершая ни каких активных действий. Силами одной понтонной роты и приданного в оперативное подчинение 37 батальону - 170 отдельного инженерного батальона в течение дня было сделано дополнительно 3 пристани (под каждый из трех паромов) и отремонтировано 4 км (мелкий ямочный ремонт) подъездных путей к ним. А силами зенитно-пулеметных взводов 37, 97 и 98 понтонных батальонов на правом берегу реки Дон оборудованы огневые точки прикрытия понтонного моста, а так же паромных пристаней осуществляющих погрузку живой силы и техники от вероятного налета авиации противника.
20.07.1942 года.
Весь день шла нормальная переправа с использованием всех имеющихся в распоряжении понтонно-мостовых батальонов плавсредств. Полеты разведсамолетов противника над территорией Раздорской переправы в течение дня увеличились в два раза. Большое количество транспорта и живой силы скопившегося в районе ст. Раздорская слишком демаскировало наведенную переправу.
21.07.1942 года
Время 11:00
На переправу в станице Раздорская был совершен первый массированный налет группы бомбардировщиков противника в количестве 6 штук. После этого налета в течение дня с временными промежутками 20-30 минут противник бомбил и расстреливал наведенную переправу до 20.00 вечера. Несмотря на непрекращающийся огонь противника с воздуха понтонеры весь день обеспечивали переправу войск и боевой техники Красной Армии на левый берег Дона, так как к переправе подходили последние отходящие части и соединения. В результате активных действий вражеской авиации к 16.00 личный состав понтонно-мостовых батальонов впервые[4] за время действия Раздорской переправы понес серьезные потери. В 37 батальоне потери составили: убитыми 3 человека, ранеными 6 человек. В ходе бомбежки баржи сожжен и потоплен катер БМК. Получили незначительные пробоины 4 полупонтона, а так же были выведены из строя 2 катера БМК которые остались на плаву, но требовали текущего ремонта. В числе погибших на переправе были политрук 2-й роты 37 батальона орденоносец Савочкин Геннадий Григорьевич, командир взвода мостовой роты лейтенант Старчак Иван Кузьмич и моторист катера красноармеец Волощук Григорий Харитонович[5]. Савочкин и Волощук при налете вражеской авиации и бомбардировки правого берега реки Дон (куда в это время под погрузку причалил паром), находились в катере БМК. С целью спасения катера они решили перегнать его на противоположный левый берег, чтобы укрыть в плавнях и зарослях деревьев раскинувших кроны у самой воды. Уже у противоположного берега катер попал под пулеметный огонь вражеских самолетов, при этом политруку Савочкину пулеметной очередью отрезало ноги, так же оба получили смертельные ранения в голову. Осколком бомбы в грудь был убит лейтенант Старчак и ранен катерист красноармеец Садыков Яков Садыкович[6]. Непрерывные налеты вражеской авиации, потери среди личного состава и части понтонно-мостового парка, не сломили боевого духа понтонеров и переправа отступающих частей Красной Армии, гражданского населения и боевой техники не прекращалась до самой темноты. К вечеру мостовая рота 37-го ОМПМБ приступила к восстановлению 2-х поврежденных катеров БМК, не прекращая работы паромов которые в отсутствии катеров работали на веслах. К 22.00 часам умелой и четкой работой понтонеров мостовой роты, 2 катера БМК были отремонтированы и снова вошли в строй, увеличив производительность работы паромов. В ночь с 21.07 на 22.07.1942 года на паромную переправу возлагалась еще большая нагрузка. До 23.00 шла непрерывная цикличная паромная переправа, а так же работал наплавной мост.
Время 23:00
Противник совершил ночной массированный авиа налет на Раздорскую переправу, в ходе которого прямым попаданием бомбы в паром 3-й роты 37-го батальона, растрепало 2 полупонтона, был ранен комиссар батальона старший политрук Бельцов, руководивший лично работой парома и утонуло 6 понтонеров. Получили тяжелые ранения понтонеры Шарапа Владимир Иванович, Кудинов Иван Григорьевич, Гавриленко Никита Васильевич, Артеминин Петр Николаевич которые были отправлены в полевой госпиталь, расположенный в селе Первомайское (Ремонтненский район Ростовская обл.). Так же от осколков бомбы попавшей в бензобак сгорел катер БМК, при этом катерист красноармеец Конда Т.М. раненый осколком бомбы до последнего пытался спасти катер, притопив его на отмели спуском на воду что бы таким образом потушить возгорание. Но самый большой урон огнем вражеской авиации во время ночного налета был нанесен наведенному 97 и 98 батальонами понтонному мосту. От прямого попадания бомб в понтонный мост погиб командир взвода 97-го ОПМБ младший лейтенант Лайпанов М.И., ранены рядовые понтонеры Малый, Недвига, Голощапов, которые, не смотря на ранения, не покинули переправу, до окончания воздушного налета сводя воедино разбитые звенья моста. В ходе воздушного налета было разбито 82 полупонтона (что составляет более 80% парка моста). В связи, с тем, что дальнейшее наведение моста не представлялось возможным, и мост прекратил свое фактическое существование, а так же отсутствовала возможность эвакуации переправочного парка, командованием 97 и 98 понтонно-мостовых батальонов было принято решение об уничтожении оставшейся не значительной части мостового парка, которая была подорвана и затоплена у левого берега р. Дон в районе, где был наведен понтонный мост. После ночного авиа налета противника на Раздорскую переправу на плаву оставались только 2 парома и один катер 37-го батальона. Как часовой механизм работали они, до рассвета почти полностью разгрузив правый берег р. Дон от подошедших частей и боевой техники.
22.07.1942 год.
Время 03:00
Личный состав 97 и 98 понтонно-мостовых батальонов, покинув район Раздорской переправы, вышел по маршруту: Раздорская – Сусатский – Калинин – Веселый – Поздеевка – Новомихайловская (Краснодарского края). В последствии 97-й батальон в связи с полным отсутствием мостового парка в период с 22.07 по 06.09.1942 года выполнял боевые задания по постройке мостов, ремонту дорог и строительству оборонительных сооружений в составе ЮФ. Время 04:00. КП 37 ОМПМБ На рассвете по приказу командира 37-го батальона майора Григорьева один рабочий паром (2-й роты) и катер БМК были укрыты в русле ручья примыкающего к протоке старого Дона (в районе острова «Воловой»). Поврежденный паром 3-й роты был разобран и погружен на автомашины вместе с другим имуществом еще годным к дальнейшему использованию. На плаву остался только один паром 1-й роты не прекращавший свою работу ни на минуту.
Время 05:15
На подступах к станице Раздорская защитники Раздорской переправы вступили в бой с передовыми отрядами немцев. Время 09:00 Противник, ведя бой на проселочной дороге х. Мокрый Лог – ст. Раздорская и не имея возможности вплотную атаковать переправу, выдвинул на высоты господствующие над р. Дон минометные батареи и начал обстрел переправы. Понимая всю ответственность порученного дела, политрук 1-й роты Боговиченко лично возглавил работу парома. Понтонеры 1-й роты, вдохновленные личным примером и бодрым словом своего политрука без перерыва на отдых, работая на веслах гребли от одного берега к другому перевозя последние машины и личный состав подошедший ночью в район переправы.
Время 10:00
Во время минометного обстрела, прямым попаданием мины в паром, который только что отплыл от левого берега, был ранен политрук Боговиченко и 3 бойца, а так же пробиты 3 полупонтона, в результате чего паром стал быстро тонуть. Понимая, что удержать паром на плаву уже не удастся понтонеры, спасая раненых товарищей, покинули его и выплыли на левый берег р. Дон. Паром же, сильно накренившись одной стороной, погрузился в воду в 35 метрах от берега, другая сторона парома находилась на плаву, выглядывая как поплавок. К этому времени все части и соединения с боевой техникой были переправлены на левый берег р. Дон. На правом берегу в районе переправы оставалось только несколько тракторов брошенных водителями, которые впоследствии были сожжены отходящими с линии обороны станицы пограничниками. Выполнив успешно приказ командования по организации переправы в станице Раздорская, понтонерам 37-го ОМПМБ предстояло выполнить еще одну сложную и опасную задачу - в ночь на 23.07.1942 года погрузить на виду у противника и вывезти в новое место дислокации весь понтонно-мостовой парк, который состоял более из 100 грузовых автомашин. К этому времени на плаву оставался подтопленный паром в районе переправы, а так же укрытые в протоке старого Дона (в районе острова «Воловой»):
· 30 тонный паром;
· полуторный резервный понтон;
· катер БМК (на ходу)
Время 22:00
Все три понтонных роты батальона под покровом темной южной ночи вышли на спасение понтонно-мостового парка. Волоком на протяжении 500 метров полупонтоны и катер были перетащены по пересохшему руслу ручья в скрытое от противника место. Так же вручную был подцеплен и вытащен подтопленный днем паром, находившийся на виду у противника. 23-24.07.1942 года. Весь день 23.07.1943 года ушел на погрузку понтонно-мостового парка батальона, которая закончилась к 16.00. В момент окончания погрузки катера на свой прицеп, колонна машин готовая к отправлению была обнаружена противником, и подвергнута минометному обстрелу с правого берега реки. В ходе обстрела было ранено 6 человек.
К исходу дня 23.07.1942 года 37-й батальон сосредоточился в лесу на юго-восточной окраине хутора Верхний Хомутец (Веселовский район). На следующий день 24.07.1942 года в 19.00 состоялось партийно-комсомольское собрание батальона, на котором было рассмотрено два вопроса:
1. Выполнение боевого приказа командования по строительству переливных мостов на р. Северский Донец;
2. Выполнение боевого приказа командования по переправе войск и грузов через р. Дон в районе ст. Раздорская. С докладом выступил военком батальона, старший политрук Бельцов. Перед началом доклада личным составом батальона было единогласно принято предложение командира батальона майора Григорьева о том чтобы «день 24.07.1942 года считать днем успешного завершения 37 батальоном боевых приказов на реках Северский Донец и Дон». Предложение комбата было принято единогласно. 25-26.07.1942 года. Приводилась в порядок техника и инженерное имущество.
В ночь с 26 на 27.07.1042 года по приказу начальника Инженерных Войск Южного Фронта полковника Прошлякова батальон выступил к новому месту дислокации ст. Незамаевская (Краснодарский край) по маршруту: В. Хомутец – Попов – Мечетинская – Егорлыкская – Калининский – Севастопольский – Таврический – Кисляковский – Незамаевская.
        Итоги работы Раздорской переправы.
За 6 дней работы на реке Дон в станице Раздорская 37-й ОМПМБ переправил на левый берег р. Дон:
· автомашин – 1090;
· трактор – 107;
· орудий – 58; · танков – 15;
· лошадей – 1.913; · повозок – 191;
· прицепов – 12; · людей – 30.000;
· грузов разных – 10.412 тонн.
       В ходе выполнения боевого задания батальон понес потери[7]: убито 3 человека (среднего начальствующего состава – 2 чел., рядового состава – 1 чел.); тяжело ранено – 4 человека; легко ранено – 11 человек (младший сержант Глоба П.А., Коробков Н.Ф., Ковтун И.Е., Кривошеев С.П., Милов И.Е., Горохов С.И. которые, несмотря на ранения, остались в строю продолжая выполнять боевое задание); контужен 1 человек; утонуло 6 человек (при прямом попадании бомбы в паром 3-й роты), пропало без вести – 2 человека[8]. Потери 37 омпмб в технике: · катер БМК – 2 шт. (оба сожжены противником при налете авиации и затонули); · полупонтонов – 5 (из них 4 разбито и затонуло, 1 вывезен и требует кап. ремонта); · полупонтонов – 10 штук; · щитов разных – 40 штук; · тракторов СТЗ НАТИ – 2 штук.
 
       В период с 18.07 по 22.07.1942 года силами 97 и 98 ОПМБ по наведенному понтонному мосту было переправлено (пропущено):
· 10 частей - 37 Армии;
· 3 части - 8 Саперной Армии;
· 12 частей - 9 Армии;
· 2 части - ВУОС;
· 4 части - 24 Армии;
· 1 часть - 21 Армии;
· 2 части - 27 Армии;
· 4 части - 38 Армии;
· 2 части - 12 Армии;
         Из них:
· Кавалерийский корпус – 1;
· Стрелковые дивизии – 8;
· Артполк – 3;
       Так же:
· автомашин – 115;
· пушек – 32;
· трактор с прицепом – 13;
· повозок – 1.300; · скот (2 гурта) – 1.000 голов; · людей – 85.000.
      При выполнении задания командования по обеспечению переправы частей ЮФ, от активных действий вражеской авиацией 97-й батальон имел потери: убитыми 5 человек (1 офицерского и 4 рядового состава) ранеными 24 (2 офицерского, 4 сержантского, рядового состава).
       Потери матчасти составили: 82 полупонтона с верхним строением, 6 автомашин и 83 винтовки.
       Потери среди личного состава 98 батальона, к сожалению не известны. Так закончилась история Раздорской переправы.
 
[1] подводный (переливной) мост предназначен для пропуска тяжелой техники, таких как танк Т-34, настил моста скрыт под водой на 10-15 см., что позволяет скрыть его от авиаразведки противника.
[2] Понтонный парк «Н-2-П» предназначен для оборудования паромных и мостовых переправ
[3] БМК – (буксирно-моторный катер) предназначен для буксировки паромов, при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ.
[4] за исключением 2-х несчастных случаев 18.07.1942 года из-за неосторожного обращения с оружием (красноармеец 2-й роты 37 ОМПМБ Шаргородский М.П., случайным выстрелом из револьвера ранил себя в руку и красноармеец Курбанов Бурхан ранен осколком разорвавшейся в руках гранаты).
[5] тела погибших согласно «журнала безвозвратных потерь» 37 ОМПМБ погребены на левом берегу р. Дон в 1,5 км от острова «Воловой» напротив станицы Раздорская.
[6] младший сержант Садыков Я.С. отказался от госпитализации и после оказания ему медицинской помощи остался в строю продолжая управлять катером. 02.08.1942 года при наведении моста в ст. Новомихайловская (Краснодарский край) под обстрелом противника мл. сержант Садыков Я.С. утонул при разрыве бомбы рядом с катером.
[7] приложение №2
[8] пропал без вести направленный рано утром 22.07.1942 года в район ст. Мелеховская за отставшим трактором старший сержант Темченко В.В., и направленный с донесением в район Мелеховской переправы красноармеец Барсук М.С.